Вторник, 12.12.2017
ВРЕМЯ 15:06
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ: Гость 
              
МУНИЦИПАЛЬНОЕ 
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
"КОПТЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА"
ВЫБЕРИТЕ РАЗДЕЛ:

Наши коллеги
  • Отдел образования МО "Новоспасский район"
  • МОУ средняя общеобразовательная школа №1 р.п.Новоспасское"
  • МБОУ СОШ №2 р.п. Новоспасское"
  • МКОУ Алакаевская ООШ"
  • МОУ Фабрично-Выселковская СОШ"
  • Министерство образования и науки ульяновской области официальный сайт

  • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

    Наш опрос
    Дай - оценку сайту!
    Всего ответов: 6

    72 летию ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ 

    БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК

    Коптевский комплексно-краеведческий музей


      Экспозиция «АВТОГРАФЫ ВОЙНЫ»

    Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных бомбами домов, не знаем, что такое не отопленное помещение и скудный военный паек. Наше поколение узнает об этом лишь по книгам, кинофильмам, музейным экспозициям. Для нас война - это история, это история нашей Родины, наших родных и близких.     

    «След войны в нашей семье»

    Много материала в нашем музее посвящено Великой Отечественной войне. Все дальше от нас уходит война. Уже историей стали те огненные сороковые, годы потерь, невзгод, лишений и большого человеческого горя… И все сильней, пронзительней ощущение того, что связано с тем лихолетьем. Невозвратности человеческих жизней, погубленных войной, несостоявшимися судьбами.          Во многом благодаря нашему музею, что находится в нашей школе, материалам, которые бережно хранятся там, мы имеем возможность «дотронуться» до той войны, познать то, что не увидишь в фильмах.           

    Чувство большого человеческого горя обостряется тогда, когда воочию соприкасаешься с людьми, с реликвиями тех далеких дней, будь то встреча с участниками войны или знакомство с музейными экспонатами военного времени, как солдатская каска, котелок или треугольничек письма, присланного с фронта.           

    Солдатский ремень, пилотка – это семейные реликвии семьи Бормотиных. Бормотин Иван Васильевич родился 8 февраля 1919 года в с.Никольское Мелекесского района Ульяновской области. В 1939 году призван  в ряды Красной Армии, откуда и попал на фронт. Был ранен в ногу, попал в плен, бежал. Под чужой фамилией Бутейко продолжал воевать на 2 Белорусском фронте под командованием маршала Жукова. Демобилизовался в 1946 году. После его смерти в 1987 году эти экспонаты военного времени  передала в наш музей его жена.

    Большое количество медалей и удостоверений к ним, воспоминания о войне написанные собственной рукой, передала в наш музей жена Лаврухина Степана Андреевича. Анастасия Поликарповна передала музею фото своего мужа, где он снят с боевыми товарищами при освобождении Праги. Лаврухин Степан Андреевич прошел всю войну и дошел до Берлина.

               После смерти нашего односельчанина Кузнецова Ивана Ивановича его дочь Нина Ивановна подарила нашему музею их семейную реликвию, которую её отец хранил всю жизнь. Это сталинская благодарность за отличные боевые действия.           

    А в этой коробочке находится священная земля Сталинграда, привезенная участником Великой Отечественной войны Перовым Григорием Ивановичем в мае 1985 года.                                 

    Очень много фотографий военных лет.  Это снимки тех, кто воевал и погиб, а также живых свидетелей и участников великих сражений. На фотографиях еще молодые и, несмотря на невзгоды войны, улыбающиеся лица. И это неудивительно, ведь молодости свойственно ощущение полноты жизни, вера в светлое будущее. Такими были и остаются по сей день  люди того поколения – поколения победителей. Имеется много солдатских писем.

    Много писем своей матери от Маврина Виктора Васильевича, который не вернулся с фронта. Его мать долгое время хранила их дома, но все же однажды  и передала  их в наш музей. Вот одно из них.                          

    «Дети войны»

      Но особенно чувство большого человеческого горя обостряется тогда, когда встречаешься и разговариваешь с людьми, которые были детьми в те далекие годы. И в нашем музее хранятся  альбомы с воспоминаниями детей войны, об их жизни в те суровые военные годы.         

    Жительница нашего села Бондарева Пелагея Васильевна вспоминала: « Хорошо помню, как узнала, что началась война. Мы с ребятами играли на улице. Вдруг бежит какая-то женщина и кричит на всё село: «Война, война!» И мы сразу же все разбежались по домам». Большинство мужчин забрали на фронт. Женщины и старшие дети  пошли работать в колхоз. Дома за старших оставались 7-10 летние дети. Во многих семьях матери оставляли  даже грудных детей в зыбках и ходили работать, чтоб хоть как-то прокормить других детей.         

    Многие из ребят бросили школу, потому что  кому-то нужно сидеть с младшими дома и топить печки, а кому-то просто нечего обуть и одеть. Были и такие, кто весной и осенью ходили в школу босиком.         

    Потом начинается голод. Хлеба становится все меньше и меньше. Продукты все сдавали на заготовку. Овощей -  тыквы, свеклы -  чуть хватало до Нового года. Из череды варили похлебку. Кашу варили из мякины, но и её у не которых даже не было. Но от такой еды  если не умирали, то отекали с голода. Весной пекли лепешки из мороженой картошки, которую находили в  поле, когда сходил снег.         

    Чуть легче жилось тем, кто всеми силами ещё старались держать корову. Молоко скапливали, и матери провожали  10-11летних детей в город на базар, продавать его. Вспоминает Бондарева П.В: «Посадит меня мама на поезд с двумя большими бидонами, а там, как я их тащу, не помню, они больше меня.  Продам молоко и иду хлеб искать, чтоб купить. А кирпич хлеба на базаре стоил 100 рублей».         

    Дети, как могли, старались помочь своим родителям, в основном матерям. Осенью ходили вдоль ж/д и собирали колючки, чтоб натопить избу. «А вечерами, с закатом солнца, доносились звуки артиллерии, были видны зарева от взрывов снарядов, было очень страшно. Над селом пролетали наши самолеты. Мы с мальчишками бегали на чугунку смотреть на эшелоны, которые везли разбомбленные самолеты, танки,» - вспоминает Синдюков Петр Максимович. С запада на восток шли санитарные поезда. Ребятня бегали к чугунному мосту и ждали, когда пойдет поезд и пассажиры будут им кидать деньги. Они почему – то  думали, что кидали им деньги евреи.         

    Те ребята, которые вместе со старшими работали в колхозе, выполняли всю взрослую работу. Как вспоминает Поднебесова  Екатерина Никоноровна, что пололи вручную в полях просо, сажали семечки под косырь, теребили вручную горох и складывали в кучу. Тракторов не хватало, землю пахали на лошадях, которыми управляли старики. Когда всходили овощи, то каждому подростку в день нужно было прополоть три сотки. Если норму не выполнишь, то день не записывали. А в год каждому подростку, работающему в колхозе, нужно было выработать 150 трудодней, столько, сколько и взрослым.         

    Дети собирали куриный помет и древесную золу для удобрения полей. Зимой ходили на поля с лопатами для задержания снега, тогда не было лесопасадок. Сугробы делали буквой Т, плели из хвороста щиты и расставляли на полях. Даже детям давали норму: 20 щитков нужно было сплести и отвезти на поле, да ещё расставить.         

    Война кончилась, но жизнь ещё долго не налаживалась. Детей в семьях было много по 5-6 человек.  Жили в основном все бедно, дома крыты соломой. Заборы плели из хвороста. В избах были печь да лавки. На дворе конюшен не было, поэтому в сильные морозы маленьких телят, ягнят заносили домой, даже случалось заводили в избу корову, чтоб напоить , а потом снова выводили на двор, накрыв её старой шубой.         

    Вспоминает Фомичева Марфа Ивановна: «Не только я, но и все, наверное, помнят, как узнали о победе. Все были в поле, и взрослые и дети. Подъехала машина, и оттуда вылез бригадир одной из полеводческих бригад Фомичев Григорий Иванович и закричал: «Бабы, бабоньки, война кончилась!» Это было 9 мая.         

    Было трудно, голодно, но жили дружно, не ругались, старались, чем могли, помочь друг другу.      

     

    Методы работы по сбору материала

    Непосредственное руководство школьным музеем осуществляет руководитель музея, при котором постоянно работает совет музея.  На заседании  совета музея составляется план работы  на год. Совет музея  организует сбор, накопление, оформление материалов для пополнения фондов школьного  музея;  осуществляет поисковую работу по всем направлениям деятельности; обеспечивает сохранность музейных материалов, ведёт инвентарную книгу; проводит экскурсии по экспозициям музея, беседы.          Неотъемлемой частью нашей работы является использование различных источников краеведческой информации. Письменные источники информации являются одними из основных в изучении истории родного края.  Много ценного краеведческого материала можно найти в областных, районных газетах и журналах.         

    К живым источникам относятся местные жители – старожилы. В нашем селе ещё проживают люди, которые помнят важные исторические события. Встречи с ними помогают в оформлении музея, накоплению материала по истории прошлого. Краеведы не только приглашают замечательных людей, которые помогают восстановить в памяти историю минувшего, но и сами идут к ним, расспрашивают про интересующие события. Приходится ходить и не по одному разу, так как в памяти что-то стирается, а потом вспоминается вновь. Вот так по крупицам мы восстанавливаем историю нашего села. Есть у нас и трудности со сбором экспонатов. Конечно, не все сразу отдают нам в музей старинные вещи. Приходиться просить, приходить к этим людям не по одному разу. Объясняем, что хотим сохранить их, восстановить историю прошлого.

    Когда в музее появляется новый экспонат, то сразу встает вопрос: а что мы о нем знаем? И оказывается, что очень мало. И опять за помощью приходится  идти к старожилам. Кого-то приглашаем в музей, к кому-то идем  с расспросами сами. Как правило, они рассказывают много интересного, советуют, как правильно поставить экспонаты, рассказывают, где они использовались, кому принадлежали. Во всем стараемся советоваться со старожилами, и они нам за это благодарны. Гордостью нашего музея является ткацкий станок, который удалось собрать полностью благодаря двум сестрам Старостиной Матрене Кузьминичне и Королевой Евдокии Кузьминичне, которые были приглашены для его сборки. Они же и показали, как ткут на нем холсты. Ребята с огромным интересом слушали  рассказы сестер о том, как раньше вырабатывали ткань в домашних условиях, как долгими зимними вечерами  под протяжные народные песни ткали холсты.         

    Жители нашего села не оставляют нас без внимания. Было неоднократное посещение музея Лаврухиной Анастасией Поликарповной. Она принесла гребень с куделью, напряла нитей, натянула нити на воробы. Натягивая нить, она приговаривала: «Я пришла немного поработать, чтоб помочь вашему музею». С каждой такой встречей  наш музей пополняется, и мы узнаем больше о минувшем.         

    Неоднократно посещала музей Лаврухина Анастасия Поликарповна.

        Разделы музея 

     

    История каждого села уникальна по-своему. Имея много общего с другими селами, история Коптевки имеет и свои отличительные черты. Например, то, что эти земли  Петр 1, за хорошую службу даровал стрелку Коптеву. Он и основал поселение, которое называют теперь Коптевкой. С жизнью, бытом жителей нашего села можно познакомиться в разделе «История села Коптевки»  (стенды с фотографиями села).

    «Навечно в памяти народной». Представлены фотоматериалы, документы ветеранов, их награды, альбомы созданные учащимися, стенды памяти «Помни их имена», (имена коптевцев, погибших в годы ВОВ.) Цель этой экспозиции: увековечение памяти земляков.


    Экспозиция предметов народного быта

    Домашняя утварь, ткацкий станок, прялка, народные костюмы, вещи ручной работы – рушники, рубашки и салфетки можно увидеть в экспозиции

      

          

     

       

     

     

    История пионерской  и комсомольской организаций села Коптевка.

     Цель этой экспозиции сохранение истории деятельности детских коллективов, рассказ о детях и взрослых – участниках исторических событий, о тех, кто отдавали свой талант и знания детям. В этой экспозиции имеется пионерская атрибутика.

     

     

    Экспозиция Христо-Рождественская церковь

    Книги, церковно-художественная иконопись, подлинные образцы оригинальных произведений живописи безызвестных русских художников-иконописцев присутствуют в данной экспозиции.

     

    Награды музея

     

     

     

    Открыт был музей  в 1969 году.  За большую поисково-исследовательскую. Неоднократно наш музей принимал участие в районных и областных смотрах-конкурсах, где занимал призовые места. В 2005 году он был награжден за занятое 3 место в областном конкурсе военно-исторических музеев образовательных учреждений. В 2006 году музей занимал также 3 место в областном смотре –конкурсе военно-исторических музеев. А в 2008 году областной центр детско-юношеского туризма и экскурсий  наградил музей за занятое 1 место в областном музейном марафоне «Герои симбирского края». Это далеко не весь перечень наград, которых был удостоен Коптевский комплексно-краеведческий музей «История села» за сорок лет своего существования.

     

                                                     

     

     

     

    История образования музея

    Вот уже больше сорока  лет в нашей школе действует школьный музей «История села», объединивший ребят и взрослых вокруг поисковой, краеведческой деятельности – важного средства приобщения не только к героической истории Родины, но и к истории, культуре своего родного края.Идею создания музея выдвинул Лазарев Алексей Андреевич, когда-то работавший директором школы. Начинался музей с горсти старинных монет, которые ученики принесли преподавателю истории. Алексей Андреевич рассказал «родословную» каждой монеты. Мальчишки удивились: оказывается, как много интересного и неизвестного таит в себе заржавевший кусочек металла. Интерес к собирательству был разбужен. С тех пор ученики Алексея Андреевича, как говорил он сам: «Заболели музеем», - и от экспонатов не стало отбоя. Участвовал в создании музея весь школьный коллектив: и учителя, и ученики. Они ходили из дома в дом, разговаривали со старожилами, по крупицам собирали историю села. Ребята несли в школу всё, что могло заинтересовать, стать экспонатом.  Бабушки доставали из своих сундуков тяжелые старинные одежды. В одном из домов отыскался ткацкий станок. Перекочевали в музей многие предметы старинной домашней утвари, орудия труда. Большой интерес представляют книги, собранные здесь. Собирали вещи не только в селе Коптевка, но и в ближайших селах: Старое Томышово, поселке Козий.

             Были и трудности со сбором экспонатов. Многие не сразу отдавали старинные вещи в музей. Ходили и учащиеся,  и учителя, объясняли, что хотят сохранить их и восстановить историю прошлого времени.

     

    Директор школы поручил отвечать за музей Соловьёвой Марии Александровне. Строгий и требовательный Лазарев сумел разглядеть  в молодой учительнице начальных классов краеведа-исследователя. 30 лет посвятила Коптевскому школьному музею Соловьева Мария Александровна. Сбор экспонатов для музея, запись воспоминаний старожилов села, поиск всевозможных сведений и материалов об истории Коптевки, экскурсии, встречи – вот далеко не полный перечень тех дел, которыми Мария Александровна  с ребятами  занималась на протяжении многих лет.

     

     

     

    Место школьного музея в учебно-воспитательном процессе школы

    Работа нашего школьного музея  является эффективным средством обучения и воспитания учащихся. Экскурсии, краеведческие наблюдения и исследования  расширяют кругозор детей, воспитывают в них патриотизм и нравственность, любовь к малой родине.В процессе работы нашего школьного музея ребята учатся находить факты для отстаивания своей точки зрения, излагать логически материал, работать с архивными источниками, учатся самостоятельности и  ответственности за выполнение задания.Наш музей можно назвать  «волшебной машиной времени». За считанные минуты, за короткое время, можно совершить путешествие в минувшее столетие, увидеть не только прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в будущее, сопоставить, сравнить события разных времен. В музее проходят уроки мужества, уроки мира, граждановедения, конкурсы стихов на военную тематику, проводятся экскурсии для учащихся других сел, родителей, ветеранов войны и труда нашего села.Часто в музее проходят уроки истории, по темам: «Орудия труда» или «Быт и обстановка крестьянской семьи», «Наше наследие», «История нашего села». Множество предметов в музее ребята рассматривают с большим интересом:  глиняная посуда, паровые утюги, рукомойники, лампа, фонарь, ткацкий станок.  Такие уроки усваиваются очень хорошо. Не зря ведь говорится: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В музее школы  собран богатый материал по истории, экономике, культуре нашего села, много экспонатов, отражающих жизнь и быт крестьян в дореволюционный период, собрана неплохая нумизматическая коллекция. Весь этот материал используется на уроках и во внеклассной работе с учащимися всеми учителями школы.

     


     

     

    ВХОД НА САЙТ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

    Календарь
    «  Декабрь 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

    Друзья сайта
  • Сайт Президента России
  • Министерство образования и науки РФ
  • Правительство Ульяновской обл.
  • Профессиональное образование в Ульяновской обл.
  • Адмистрация МО "Новоспасский район"
  • Отдел образования МО "Новоспасский район"
  • Министерство образования Ульяновской обл.
  • Рейтинг школ Ульяновской области
  • Комитет по контролю и надзору в сфере образования
  • СБППО
  • УИПК ПРО

  • Блоги
  • Морозов С.И.
  • Девяткина Т.В.
  • Уба Е.В.
  • Мельников И.И.
  • Балашова И.В.
  • Мезина О.Н.
  • Кудряшова Л.В.


  • МОУ "Коптевская ОШ" © 2017