Суббота, 25.11.2017
ВРЕМЯ 12:12
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ: Гость 
              
МУНИЦИПАЛЬНОЕ 
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
"КОПТЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА"
ВЫБЕРИТЕ РАЗДЕЛ:

Наши коллеги
  • Отдел образования МО "Новоспасский район"
  • МОУ средняя общеобразовательная школа №1 р.п.Новоспасское"
  • МБОУ СОШ №2 р.п. Новоспасское"
  • МКОУ Алакаевская ООШ"
  • МОУ Фабрично-Выселковская СОШ"
  • Министерство образования и науки ульяновской области официальный сайт

  • ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

    Наш опрос
    Дай - оценку сайту!
    Всего ответов: 6

    Главная » Статьи » МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА » РАЗРАБОТКИ УЧИТЕЛЕЙ [ Добавить статью ]

    ДИАГНОСТИКА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ

    ДИАГНОСТИКА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ

     

    Желание администрации школы получить информацию об уровне адаптации всех учащихся первых классов ставит перед учителем задачу проведения исследования процесса адаптации первоклассников к школе по окончании первой четверти.

    Выбор методик для массового исследования адаптации должен удовлетворять следующим требованиям:

    • Измерять ключевые параметры адаптации-дезадаптации
    • Полученная в результате обследования информация должна быть не только констатирующей, но и ориентирующей учителя в причинах возможной дезадаптации
    • Быть экономичной по форме проведения и затратам времени

    Изучение литературы по данной проблеме, практика работы в школе показывает, что процесс адаптации у первоклассников характеризуется следующими основными изменениями:

    • Происходит физиологическая подстройка деятельности функциональных систем организма первоклассника в соответствии с изменившимися режимом и нагрузкой
    • Формируются и осваиваются способы и приемы новой деятельности – процесса учения
    • Эмоциональная сфера первоклассника оценивает изменения в окружающей реальности как субъективно комфортные/дискомфортные и таким образом осуществляет регуляцию его поведения и деятельности

    Для общей оценки уровня адаптации первоклассника к школе необходимо получить качественные показатели этих изменений.

    Программа изучения уровня адаптации первоклассников к школе может быть представлена в следующей таблице:

    Компоненты адаптации

    Эмпирические характеристики

    Методики

    Физиологическая подстройка организма

    Отсутствие заболеваний в период адаптации

    Отсутствие психосоматической симптоматики

    Опрос родителей

    Анализ медицинской статистики

    Способность организма к энергозатратам

    Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”

    Освоение способов и приемов новой деятельности

    Усвоение программы обучения

    Экспертная оценка учителя

    Эмоциональное принятие новой социальной ситуации

    Эмоционально положительное восприятие процесса учения

    Опрос родителей

    Методика “Домики”

    Эмоционально положительное отношение к учителю

    Методика “Домики”

    Эмоционально положительное отношение к себе в новой роли

    Методика “Домики”

    Опрос родителей

    Эмоционально положительное восприятие отношений с одноклассниками

    Методика “Домики”

    Опрос родителей

    Таким образом, для оценки успешности адаптации первоклассников необходимо:

    • Проанализировать данные о заболеваемости первоклассников и их обращениях за медицинской помощью в школе за прошедший период
    • Опросить родителей
    • Проинтервьюировать учителя
    • Провести групповое обследование первоклассников с помощью методики личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”

    Процедуры диагностики и способы обработки данных

    1.Опрос родителей. <Приложение 1>. Опрос может быть проведен в групповом варианте – на родительском собрании или путем раздачи текста опросника родителям и последующим сбором заполненных ответов. Поскольку мы используем его в конкретных целях, важно, чтобы его текст содержал вопросы о возможных симптомах психосоматических явлений, нарушениях сна, аппетита, и заболеваниях ребенка в адаптационный период. Обработка данных, полученных с помощью опросника, не представляет трудности. В конечном итоге возможны следующие варианты:

    • Психосоматических симптомов, заболеваний нет
    • Изредка имеют место функциональные нарушения
    • Имели место заболевания, наблюдается психосоматическая симптоматика.

    2. Анализ данных медицинской статистики. Нас интересует следующая информация:

    • Болезни первоклассников в адаптационный период
    • Обращения за медпомощью по поводу возможной психосоматической симптоматики и травм (бывает, что родители, особенно если первоклассник посещает группу продленного дня, об этом попросту не знают)
    • Отказы родителей от плановых прививок, мотивированные плохим самочувствием ребенка (не секрет, что в начальной школе родители часто сами лечат ребенка, оставляя его дома на 2-3 дня, поэтому такое отсутствие ребенка в школе может быть не зафиксировано как заболевание)

    3. Экспертный опрос учителя. Оценка деятельности следующих детей:

    • вызывающих опасения у самого учителя
    • имеющих отклонения, недостаточный уровень развития, зафиксированные при приеме ребенка в школу
    • часто болеющих, проявляющих психосоматическую симптоматику
    • имеющих инверсии цвета, слабую дифференциацию социальных эмоций и показавших негативное эмоциональное отношение к себе, процессу учения и учителю (по методике “Домики”).

    Полученную информацию целесообразно интерпретировать в следующих трех категориях:

    • первоклассник усваивает школьную программу полностью
    • первоклассник усваивает школьную программу частично (в этом случае необходимо уточнить, в чем конкретно заключается эта неполнота)
    • первоклассник не усваивает школьную программу (имеет смысл конкретизировать – не принимает учебную задачу, имитирует учебные действия и др.)

    4. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”.

    Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.

    Для проведения методики необходимы следующие материалы:

    • Лист ответов <Приложение 2>
    • Восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.

    Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.

    Инструкция: сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своем листочке задание №1. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее.

    Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который по-вашему подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.

    Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.

    Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его объяснить, используя глагольные предикаты и наречия.

    Найдите задание №3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них – необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.

    Обозначения домиков:

    №2 – твое настроение, когда ты идешь в школу,
    №3 – твое настроение на уроке чтения,
    №4 – твое настроение на уроке письма,
    №5 – твое настроение на уроке математики
    №6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем,
    №7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками,
    №8 – твое настроение, когда ты находишься дома,
    №9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки,
    №10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике. Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка).

    Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).

    Процедура обработки начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный коэффициент [5] по формуле:

    ВК= (18 – место красного цвета – место синего цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета)

    Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:

    • 0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка
    • 0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.
    • 0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.
    • Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.

    Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Определенный порядок цветов (34251607) – аутогенная норма – является индикатором психологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения (СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка. Числовые значения СО интерпретируются следующим образом:

    • Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.
    • 10 – 18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.
    • Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.

    Задания №2 и №3 по сути расшифровывают эмоциональную сферу первоклассника и ориентируют исследователя в вероятных проблемах адаптации.

    Задание №2 характеризует сферу социальных эмоций. Здесь надо оценить степень дифференциации эмоций – в норме позитивные чувства ребенок раскрашивает основными цветами, негативные – коричневым и черным. Слабая или недостаточная дифференциация указывает на деформацию в тех или иных блоках личностных отношений:

    Счастье-горе – блок базового комфорта,
    Справедливость – обида – блок личностного роста,
    Дружба – ссора – блок межличностного взаимодействия,
    Доброта – злоба – блок потенциальной агрессии,
    Скука – восхищение – блок познания.

    При наличии инверсии цветового градусника (основные цвета занимают последние места) у детей часто наблюдается недостаточная дифференциация социальных эмоций – например, и счастье и ссора могут быть обозначены одним и тем же красным цветом. В этом случае надо обратить внимание, как раскрашивает ребенок парные категории и насколько далеко отстоят пары в цветовом выборе.

    Актуальность переживания ребенком того или иного чувства указывает его место в цветовом градуснике (задание №1).

    В задании №3 отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом. Целесообразно выделить ряды объектов, которые ребенок обозначил одинаковым цветом. Например, школа-счастье-восхищение или домашние задания – горе–скука. Цепочки ассоциаций достаточно прозрачны для понимания эмоционального отношения ребенка к школе. Дети со слабой дифференциацией эмоций скорее всего будут амбивалентны и в эмоциональной оценке видов деятельности. По результатам задания №3 можно выделить три группы детей:

    • с положительным отношением к школе
    • с амбивалентным отношением
    • с негативным отношением

    Следует отметить, что при крайне низких или крайне высоких показателях ВК и СО, сомнениях в чистоте исследования данная методика может быть продублирована по той же схеме, но индивидуально, со стандартными карточками из теста Люшера.

    Далее заполняется сводная таблица <Приложение 3>. Вегетативный коэффициент, данные опроса родителей и анализ медстатистики характеризуют в целом физиологический компонент адаптации первоклассника к школе. Для удобства все данные можно свести к трем категориям:

    • достаточный физиологический уровень адаптации (нет психосоматики, энергетический баланс в норме)
    • частичный физиологический уровень адаптации (наблюдаются либо психосоматические проявления, либо низкий энергетический баланс)
    • недостаточный физиологический уровень адаптации (заболевания в период адаптации, психосоматические проявления, низкий энергетический баланс)

    Экспертная оценка учителя характеризует деятельностный компонент адаптации первоклассника.

    И, наконец, суммарное отклонение от аутогенной нормы является интегрированным показателем эмоционального компонента адаптации. В сводной таблице имеет смысл отразить знак отношения (положительный, амбивалентный, отрицательный) первоклассника к учению, учителю, одноклассникам и себе.

    Сопоставление показателей физиологического, деятельностного и эмоционального компонентов позволит квалифицировать уровень адаптации первоклассников как:

    • достаточный
    • частичный
    • недостаточный (или дезадаптация)

    Таким образом, на основе полученных данных можно достаточно обоснованно выделить первоклассников, которые нуждаются в индивидуальном внимании психолога. Представляется целесообразным выделить две группы таких детей:

    • первоклассников с недостаточным уровнем адаптации
    • первоклассников с частичной адаптацией

    Детей из первой группы необходимо обследовать индивидуально, выявить причины и факторы дезадаптации, по возможности провести необходимую коррекционную работу. Как показывает практика, именно эти первоклассники долгое время будут требовать внимания и помощи как со стороны психолога, так и учителя.

    Вторая группа – первоклассники с частичной адаптацией – чаще нуждается в краткосрочной оперативной помощи со стороны психолога. Данные об их эмоциональном состоянии, материалы опроса учителя и родителей дают достаточно информации для такой работы. Причинами неполной адаптации часто могут быть повышенная тревожность, вызванная неумеренными ожиданиями родителей, изменение характера детско-родительских отношений, перегрузка дополнительными занятиями, низкая самооценка, слабое здоровье и т.д. Нередко эти дети не вызывают опасений учителя, так как они усваивают программу и выполняют правила поведения школьника, однако зачастую это происходит за счет физического и психологического здоровья маленького школьника.

     

     

     

    Категория: РАЗРАБОТКИ УЧИТЕЛЕЙ | Добавил: Valentina (02.03.2017) | Автор: Поднебксова Валентина Владимировна
    Просмотров: 25
    ВХОД НА САЙТ

    ПОИСК ПО САЙТУ

    ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

    Друзья сайта
  • Сайт Президента России
  • Министерство образования и науки РФ
  • Правительство Ульяновской обл.
  • Профессиональное образование в Ульяновской обл.
  • Адмистрация МО "Новоспасский район"
  • Отдел образования МО "Новоспасский район"
  • Министерство образования Ульяновской обл.
  • Рейтинг школ Ульяновской области
  • Комитет по контролю и надзору в сфере образования
  • СБППО
  • УИПК ПРО

  • Блоги
  • Морозов С.И.
  • Девяткина Т.В.
  • Уба Е.В.
  • Мельников И.И.
  • Балашова И.В.
  • Мезина О.Н.
  • Кудряшова Л.В.


  • МОУ "Коптевская ОШ" © 2017